![]() |
|
101: 25 лет спустя. Интервью с Аланом Уайлдером.15.04.2014
И на развязке после Live Aid группе пришлось взять новый курс, чтобы выжить и поддержать вновь обретённый успех. И они привнесли в свою музыку больше рока и блюза, утяжелили её для концертов на больших стадионах, а движения Дэйва Гаана стали более провокационным и активными, так как сцены стали больше. Даже движения рук Флетча стали ключевой частью масштабных шоу. Все это в конечном итоге завершилось всевдо-роковым взрывом релиза "Songs Of Faith And Devotion" и последовавшим за ним саморазрушительным турне. Но все это случилось позже... Выпущенные 25 лет назад в Великобритании 13 марта 1989 года двойной альбом 101 и концертный фильм, созданный прославленным режиссером Д.А. Пеннебейкером, были призваны рассказать зрителям, что Depche Mode больше не шальные синтипоперы, нуждающиеся в услугах хорошего портного, а группа, потенциально способная соперничать с U2, вторые, по стечению обстоятельств, выпустили свой концертник "Rattle and Hum" позже в том же году.
Записанный преимущественно в закулисьях и во время путешествия группы фанатов и разбавленный кадрами выступлений, фильм заявил о Depeche Mode как об авторитетной силе, вопреки британским журналистам, которые всегда недооценивали их успех. Результатом выпуска "101" стало то, что даже безразличные люди, купившие в прошлом всего лишь альбом или сингл, были поражены тем, что синтипоп классика "Everything Counts" и "Just Can't Get Enough" теперь звучали на стадионах по всему миру... по крайней мере, именно так это выглядело. Джим Керр из Simple Minds был ошеломлён успехом Depeche Mode, о чем впоследствии рассказал в интервью 2006 года для Word Magazine: "Кто бы подумал, что брынчание Depeche Mode будет доноситься со всех стадионов?" Основополагающий для развития Depeche Mode, 101 стал огромным успехом, но его наследие также повлияло на современников группы. Вместо того, чтобы открыть двери для других, 101 их случайно закрыл. Вдохновив когда-то Винса Кларка взять в руки синтезатор и создать Depeche Mode, ныне OMD могли лишь с трепетом смотреть, на то, как их ученики заводили огромные толпы ночь за ночью. Все это, должно быть, деморализовало МакКласки и Хамфриза, не смотря на их собственный закономерный успех в Европе. В гонке за успехом в Америке OMD могли бы иметь свой сингл в топ-5, но они не могли (и никогда бы не смогли) построить такие доверительные отношения с фанатами, которыми господа Гаан, Гор, Флетчер и Уайлдер стабильно наслаждались. OMD выбрали единственно возможный путь, и ныне их распад в 1989 выглядит предсказуемым.
К моменту выпуска более органичного, но все же преимущественно электронного по звучанию альбома Violator группа превзошла всех своих конкурентов, и символизм происходящего достиг пика во время концерта на Dodgers Stadium в августе 1990, завершавшего североамериканскую часть турне World Violation. Открывал тот концерт проект Electronic - супергруппа из выходцев из New Order и The Smiths в паре с Pet Shop Boys, брошенных на сцену до кучи! И так господа Гаан, Гор, Флетчер и Уайлдер стали самым успешным пост-панк проектом на британской сцене. Одним из главных действующих лиц в Пасадене 18го июня 1988 былл, конечно, Алан Уайлдер. В эксклюзивном интервью, посвещенном 25ой годовщине выпуска 101, он ответил на несколько вопросов об альбоме и обсудил его наследие...
Не смотря на то, что Дон Пеннебейкер ранее снимал концертные фильмы (David Bowie at Hammersmith Odeon, например), он все же режиссер-документалист, что нас и привлекло, хотя и спорно то, что заранее выбранная (как в "Большом Брате") группа фанатов в автобусе не является подтекстом, и не вводит зрителя в уже сложившуюся ситуацию, попросту являясь мухой на стене. В конце концов, реалити-шоу имеет мало общего с реальностью. Получив заказ и карт-бланш на все действия, Пеннебейкер оценил возможности и решил сделать фильм о том, что ему представлялось наиболее интересным в феномене Depeche Mode. Факт того, что Дон практические ничего не слышал о группе вообще, не говоря уже об их музыке, дал ему возможность взглянуть на всё со стороны и понять, что ему не удастся почерпнуть мудрости у участников группы. Как индивидуумы, мы не обладали глубоким мышлением и глобальным мировоззрением. Его решение сфокусироваться на фанатах, возможно, было правильным.
В то время я чувствовал, что мои ожидания от фильма "101" не оправдались, я хотел, чтобы группа была лучше представлена, предпочтительно тем, кто вхож в мир музыки, знает из чего состоит наш рабочий процесс, и чего мы (иногда неловко и наивно) пытаемся достичь. Пеннебейкер даже не пытался понять нас, чего и не скрывал, но, оглядываясь назад, можно сказать, что ему удалось сделать фильм, который хорошо отражает эру, и, к тому же, не претенциозен (в отличие от некоторых рок-фильмов того периода типа... нууу... эээ... "Ruttle And Hum") и выдержал проверку временем. Сказав все это, я отмечу, что нахожу фильм скорее любопытным, чем "глубоким".
Я чувствую, что было справедливым подчеркнуть связь с фанатами. В конце концов, это и есть реальная суть феномена Depeche Mode - как "четыре романтика из Бэзилдона" (вспоминая один из обзоров ранних синглов) смогли из ничего создать мировой феномен, природа которого приводит многих в недоумение, слишком внушительно для поп-группы - странная, дикая и непоколебимая религия, которая вновь была показана в недавно вышедшем фильме Джереми Деллера "The Poster Came From The Walls". Правдив ли уровень шума публики? Я долгое время не слушал альбом, а в самом фильме пропорция могла быть сдвинута в сторону публики. Хотя, я опять же не смотрел фильм давно и, возможно, команда Пеннебейкера имела больший контроль над аудио-миксом. Но моя память подсказывает мне, что мы контролировали создание саундтрека, и решения принимались при содействии с нами.
Я не уверен, что успех Depeche Mode как-то негативно повлиял на электронные проекты других артистов. В любом случае, положительные последствия более вероятны. Во многом, не обошлось и без доли везения, плюс тяжелая работа, все это в итоге привело турне по США к неожиданно большому прорыву. Кажется, просто время оказалось правильным для такого типа музыки, где рок-радио душило многие жанры, и огромное количество фанатов были проигнорированы. Мы были вознаграждены за то, что переломили ситуацию, после чего радиостанции практически были вынуждены ставить в эфир новых британских артистов, таких как The Cure, The Smiths, New Order, Depeche Mode и многих других, до этого считавшихся представителями альтернативного направления в штатах. Рассуждая об артистах, которых Вы привели в пример, даже представить не могу почему им не удалось построить карьеру. Я знаю, что нет связи между качеством творчества группы/музыканта и количеством людей, посещающих их концерты. Это старая смешная игра... Учитывая то, что Вы сказали, и тот факт, что с выпуском "101" Depeche Mode утвердились в качестве стадионных артистов, был ли переход к более органичному, блюз-роковому звучанию, подходящему для больших концертов, осознанным решением группы для того, чтобы удержаться на этой позиции с выпуском "Violator" и "Songs Of Faith And Devotion"?
Вы не появились ни в интервью, ни в комментариях к новому переизданию "101" на DVD, почему? К удивлению, Дэниел Миллер и сам Пеннебейкер оказали на меня большое давление с целью заставить записать комментарии к фильму, но мне показалось, что у меня недостаточно забавных историй и полезного материала для переиздания. Мне никогда не нравилась идея комментариев, она ничего не несёт в себе и срывает покров тайны с некоторых событий, мне бы хотелось оставить что-то для воображения. "101" - фильм не сложный и не содержит в себе технических особенностей, которые бы требовали пояснений. Он говорит сам за себя. Хотя на бумаге идея воссоединения группы и режиссера для обсуждения прошлых событий выглядела неплохо, но я знал, что если нас четверых собрать в одной комнате, то мы бы просто хихикали, перебивали бы друг друга и несли чушь. Это навело на меня отчаяние. Автор: Chi Ming Lai |
