Пресса

Интервью

Интервью Алана Уайлдера Полу Рэйвену (Subba-Cultcha)

10.07.2007

Пол Рэйвен обсудил с бывшим участником Depeche Mode музыкантом Аланом Уайлдером последний релиз его проекта Recoil, а также роль политики в музыке и перемены в записывающей индустрии.

В 1986 году, спустя 4 года с начала работы в известной электро-поп группе Depeche Mode, Алан Уайлдер выпустил альбом с сольным материалом на Mute Records под именем Recoil. Recoil оставался сторонним проектом вплоть до ухода Уайлдера из группы в 1995, позволившего ему расширить список приглашенных артистов для работы над материалом.

Recoil известен своей глубокой и роскошной звуковой гаммой, и частым участием вокалистов, как классического, так и разговорного стиля. Последний альбом Liquid был выпущен в 2000 году, ныне, после семи лет ожидания, Уайлдер возвращается с альбомом subHuman - подборкой мрачных и угрюмых эпопей в стиле блюз, которые взбудоражат старых фанатов и привлекут новых.

Я созвонился с Аланом и задал ему несколько вопросов о Recoil, его долгой карьере и музыкальной индустрии.

После 20 лет работы над Recoil, Вы все еще испытываете стресс, выпуская новый материал или это все же облегчение для Вас? "Вообще-то, и то, и другое. Когда ты заканчиваешь альбом - это большое облегчение, это кульминация долгой работы... получается, находясь по ощущениям в конце второй трети работы, вдруг понимаешь "Ой, а у меня вообще-то альбом готов". Уже в течение долгого периода времени, я всегда неуверен достаточно ли у меня материала для достойного альбома, знаете ли. Особенно, учитывая, что я не пишу песни."

"И завершение работы - это одновременно и облегчение, и стресс. Конечный монтаж - многие не осознают, как долго он длится - период от создания финального микса до получения диска, пригодного к продаже. Существует столько проблем с выбором формата, столько путей рекламы и сбыта в наши дни, более чем когда-либо, и Вам предстоит решить все эти проблемы... это довольно тяжелая работа."

Так, проведя три десятилетия в музыкальной индустрии, вы все еще беспокоитесь о качестве своего материала? "Да, беспокоюсь. И, я думаю, эта неуверенность в себе – хорошая штука, это то, что заставляет вас постоянно самосовершенствоваться... если Вы не ставите под сомнение сделанное, не учитываете, что материал может быть улучшен, и вы в силах доработать его, значит, Вы теряете сноровку. Мне нравится думать, что каждая запись в процессе становится лучше, а не хуже."

"Но это ощущение волнения... хороший пример был вчера, когда я получил виниловое издание своего альбома в первый раз - действительно потрясающий момент. Чувство, когда  впервые видишь и берешь в руки готовый продукт, оно не увядает. Это прекрасная вещь - винил, специальный буклет... испытываешь неподдельный трепет."

Винил ведь до сих пор является предметом почитания? Что-то вроде артефакта, в отличие от CD диска или он-лайн загрузок. "Конечно, да. И люди моего возраста помнят, что винил значил во времена нашей молодости - приобретение записи, чтение и разглядывание буклетов, вплоть до перечисления благодарностей и прочих деталей. Хоть у винила все еще есть фанаты, но все, что касаемо буклетов и творческой работы над конечным продуктом, постепенно исчезает."

Если бы Вы могли вернуться во времена создания первого альбома Recoil, что бы Вы сказали себе о предстоящих временах? "Ну, в те времена это был импровизированный проект, не предназначенный для релиза. Просто вещи, созданные на четырехкассетнике дома. Я даже и не думал, что это может вылиться в реальную запись, это было скорее как "ой, поиграю-ка я дома с синтезатором, как появится немного свободного времени". Потом я сыграл для Дэниэла Миллера (основатель Mute Records), и он заявил: "ну что ж, мы можем выпустить это", я сказал: "я не хочу перезаписывать этот материал", на что он ответил, что "мы просто можем выпустить все как есть". Я возразил: "но это было записано на кассете!", и он сказал что "это, в общем, не важно...". И мы сделали запись, так что проект родился случайно. И, каждый раз когда у меня было немного свободного времени, я думал "пойду, займусь им [проектом Recoil]", и с годами все становилось серьезнее... Но изначально не было никакого плана и великих ожиданий от того, что может получиться. И до сих пор нет - я просто занимаюсь проектом ради собственного удовольствия, и все что происходит помимо него - является его некоего рода побочным продуктом."

Завидное положение. Вы публично заявляете, что Вас не беспокоит коммерческая сторона проекта Recoil. Так, что такое успех для Вас? "Как Вы заметили, я в завидном положении, и признателен за это. Прошлое позволяет мне творить в свое удовольствие, я ценю это, многим не дана такая роскошь. Но это естественный процесс, я просто стараюсь делать то, что мне нравится в студии, и если получается испытать коммерческий успех иногда, то ничего дурного в этом нет, и если не получается, то это тоже не имеет значения, знаете ли."

"Но я не говорю, что не делаю все, что в моих силах, чтобы поддержать альбом, когда запись близится к концу - не считая живых выступлений, конечно. Но что касаемо других аспектов - я сделаю все возможное – промо-миксы для радио, презентации, интервью и прочее, прочее, все необходимое, чтобы продать записи. У меня нет проблем с этим. Но в процессе создания музыки, я просто не думаю об этом, а пытаюсь создать что-то, что еще нигде не слышал, но хотел бы услышать."

Можете ли Вы посвятить нас в процесс написания песни? Вы просто начинаете с идеи и перемещаетесь в студию? "У меня есть абстрактные идеи, не песни... из прошлого опыта, я знаю, что не являюсь великим автором текстов для песен, просто их написание не в моей природе. Я просто осознал свои сильные стороны - звук, оркестровка, звукозаписывание. На этом я и концентрируюсь в первую очередь, даю этой среде развиться, несколько теряя направление. Такая работа может оказаться тщетной, конечно, так как нет определенного фокуса, поэтому я просто нахожусь в поиске долгое время."

"Это к слову о том, имею ли я альбом вообще... но я не настолько уверен в себе, чтобы пойти к кому-то и сказать "эй, давать сочинять вместе, мужик" и посмотреть, что из этого выйдет. Так что мне приходится сделать сначала что-то, а потом уже представить кому-нибудь. Так я поступил и в этот раз: написал 5-6 атмосферных музыкальных набросков без определенной темы, но с некоторой блюзовой направленностью. Дальше наступает момент, когда я должен найти кого-то для завершения работы. Я нашел посредством Google Джо Ричардсона, мы начали общаться, я дал ему диск с имеющимся материалом... Он вернулся и сказал "да, у меня есть несколько подходящих идей", и мы начали работать вместе... и только в тот момент, когда он начал петь под мою музыку, я понял "да, теперь у меня есть определенные идея и направление".

Типа возвратно-поступательного движения? "Да - все точно так, как вы можете себе представить. Когда Вы работаете с разными людьми, у Вас есть некое понимание каждого из них, знание что кому нравится... но мы не используем все идеи подряд, забраковываем некоторые, которые не дают нужного эффекта. Но это часть процесса, приносящая дополнительное напряжение, особенно, когда ты работаешь с новыми людьми, которых ранее не встречал, и мне нравится это ощущение. Такой механизм не всегда срабатывает, но вы же знаете, как все происходит - встречаешь новых людей и пытаешься их впечатлить, а они пытаются впечатлить тебя... просто все заходит немного дальше, чем обычно."

В subhuman, с его песнями о том, как люди видят друг друга, о системах, что контролируют их, прослеживается тонкая тема политики и плюрализма. Вы думаете, что музыка может быть полезной в качестве инструмента донесения идей? "Я думаю, она должна наводить на размышления в некотором роде. У меня нет намерений конкретно изменить мир, но я думаю, у каждого есть потребность выпустить что-то большее. Я пытаюсь приплести некий мыслительный процесс идеям, стоящим, за всем этим... Я не пишу тексты к песням, так что это скорее моя интерпретация написанного другими людьми, которую я пытаюсь представить логически и связно."

"Так что я пытаюсь представить, что значат слова... Я думаю, что трек Джо "5000 years" является центральным на альбоме, именно он отправил меня к теме "недочеловека" ("subHuman"), и, мне кажется это очень своевременно, хоть и не ново, но отражает то, что происходит сейчас в мире. В мире современных СМИ, мы все больше и больше озабочены происходящим вокруг, это в самом деле достаточно угнетающая ситуация! Это в человеческой природе, с развитием не прекращающей разочаровывать Вас!"

Вы думаете Боно и Гелдофы [Боб Гелдоф] мира сего делают что-то хорошее? "Ну я бы не стал осуждать их... Я имею в виду да, возможно и делают. Я не активист в этом смысле, но возможно могу сыграть некую малую роль, знаете ли. Не думаю, что в этом есть что-то неправильное, если Вы знаете, о чем говорите и в силе донести свои намерения до людей."

Вы известны тем, что не любите быть в центре внимания, но, как и Mute Records, были одним из первых, кто стал использовать интернет в качестве рекламного средства, и средства общения с фанатами. Было ли это сделано в целях выгоды, или Вы увидели будущий потенциал? "В действительности, это был способ компенсировать отсутствие живых выступлений. Мне сказали "если ты не собираешься устраивать живых концертов, Алан, ты должен найти некий способ продвигать себя!" Это и сподвигло меня использовать интернет... столько изменилось с тех пор, даже в последние пять лет. Я о том, что мы создали секцию Q&A (Вопрос-Ответ) на сайте около десяти лет назад, и она явилась предтечей MySpace в том виде, в котором он существует сейчас. Так что, я думаю, что втянулся во все это рано, и продолжаю в том же духе до сих пор... у Вас нет другого выбора, кроме как смириться к подходом людей к музыке в наши дни, насколько бы он ни отличался от такового лет пять или десять назад."

Мы слышали многое о современных проблемах записывающей индустрии, вызванных экспансией новых технологий, таких как интернет - на Ваш взгляд, ждут ли нас глобальные изменения в будущем? "Хороший вопрос, мне его уже задавали несколько раз последнее время! Все зависит от того, с чьей стороны посмотреть... многие люди заявляют записывающей индустрии сейчас "вы вне бизнеса, мы, музыканты, сами контролируем ситуацию", но записывающие компании являются некими фильтрами, знаете ли. Они играют важную роль, мне несколько жаль такие компании, как Mute Records, и многие другие, вынужденные проводить многочисленные сокращения, потому, что не могут продать диски. Я думаю, они действительно играют важную роль в отсеивании шлака... но с другой стороны существуют все эти убогие фабрики звезд, пичкающие нас отбросами, которые я терпеть не могу, разумеется. Так что, в данном случае, я рад видеть новые группы, продвигающие себя посредством MySpace и продающие диски он-лайн... с точки зрения музыканта, это достаточно здравая вещь. Я нахожусь где-то посередине и могу созерцать обе стороны сложившейся ситуации."

Существуют ли некие люди, с которыми Вы давно хотели поработать? "Пит Бернс! [гр. Dead Or Alive] <смеется> Нет... так много людей, много достойных певцов, нет одного определенного человека. Как я говорил ранее, главное в работе с новыми людьми - это напряжение... одно из огромных преимуществ не быть частью группы - ощущение той свободы, понимаете, возможности пофлиртовать и поработать с огромным количеством людей... то, чего мне не хватало в Depeche Mode, мы были очень замкнуты, это и стало одной из многих причин моего ухода. И я уверен, что в  следующий раз опять буду работать с новыми людьми [в рамках Recoil], и, возможно, с некоторыми из тех, с кем уже сотрудничал ранее."

Существуют ли некие молодые достойные группы, которые вы открыли для себя недавно, и на которые нам стоит обратить внимание? "Нет, не думаю. У меня нет времени поиски. Возвращаясь к теме о MySpace, Вам необходимо иметь достаточное количество свободного времени для поиска. Так как записывающие компании больше не будут закидывать вас новыми исполнителями, и вам, как слушателю, придется сделать некое усилие, чтобы найти что-либо интересное в куче шлака. Моя проблема в нехватке времени на это... Не знаю, может я стар, чтобы суетиться по этому поводу, но я скорее переберу свою коллекцию, охватывающую последние 30 лет, и найду что-то интересное в ней. Но я не говорю, что сейчас нет хорошей музыки, периодически я натыкаюсь на интересные вещи в MySpace."

И наконец, уже прошло семь лет с момента релиза Liquid... "Нет! <смеется>  я знаю, что Вы хотите спросить! Вам не придется так долго ждать следующего альбома! Я вернусь в студию уже в этом году, по крайней мере, так планирую, как только закончу  и отдохну несколько недель летом... если оно у нас будет! Придется закладывать основу для будущего альбома во время школьных каникул, иначе жена говорит "ты не пойдешь в студию, пока дети дома!""

Автор: Paul Raven (Subba-Cultcha)
Оригинал интервью: на нашем сайте.
Перевод: © ZootCatchy для Recoil.depeche-mode.ru