Пресса

Пресса

101: 25 лет спустя. Интервью с Аланом Уайлдером.

15.04.2014

Это был концертный фильм, который вывел Depeche Mode в лигу великих. 101 не только возвёл парней из Бэзилдона в статус монстров трансатлантических турне, но и символизировал конец синтезаторных войн, её выиграла Великобритания, ни оставив шанса остальным.

И на развязке после Live Aid группе пришлось взять новый курс, чтобы выжить и поддержать вновь обретённый успех. И они привнесли в свою музыку больше рока и блюза, утяжелили её для концертов на больших стадионах, а движения Дэйва Гаана стали более провокационным и активными, так как сцены стали больше. Даже движения рук Флетча стали ключевой частью масштабных шоу. Все это в конечном итоге завершилось всевдо-роковым взрывом релиза "Songs Of Faith And Devotion" и последовавшим за ним саморазрушительным турне. Но все это случилось позже...

Выпущенные 25 лет назад в Великобритании 13 марта 1989 года двойной альбом 101 и концертный фильм, созданный прославленным режиссером Д.А. Пеннебейкером, были призваны рассказать зрителям, что Depche Mode больше не шальные синтипоперы, нуждающиеся в услугах хорошего портного, а группа, потенциально способная соперничать с U2, вторые, по стечению обстоятельств, выпустили свой концертник "Rattle and Hum" позже в том же году.

К моменту, когда турне направилось в США в 1988, Depeche Mode уже успели дать несколько концертов на небольших аренах на обоих побережьях Америки. Популярность британских пост-панк групп среди американских белых тинейджеров была на пике, благодаря фильмам Джона Хьюза "Клуб "Завтрак", "Милашка в розовом" и "Чудеса своего рода". Simple Minds достигли вершины американского чарта с синглом "Don't You (Forget About Me)" из "Клуба "Завтрак", OMD ворвались в пятерку лучших с синглом "If You Leave" из "Милашки в розовом". Американский лейбл Sire, представлявший Depeche Mode в США, попытался возродить их в Голливуде, предоставив их b-side "But Not Tonight" в качестве саундтрека к позабытому тинейджерскому фильму "Современные девчёнки". Песня провалилась, что в последствии оказалось благом для группы, особенно, если посмотреть на то, как развивалась карьера  Simple Minds и OMD на волне успеха фильмов Джона Хьюза.

Чтобы заработать на возвросших продажах альбома "Music For The Masses" и самом популярном турне в США, группа решила сыграть "Concert For The Masses" на арене Pasadena Rose Bowl вместимостью 70.000 человек 18го июня 1988. 101-е и последнее шоу в турне, для группы это было большим риском, ибо до этого лучшего результата в Америке достиг сингл "People Are People", попавший всего лишь в топ-40. Но шумиха вокруг группы, особенно от дружественных студентам радио станций типа KROQ, свидетельствовала о том, что новые американские фанаты готовы ехать отовсюду, лишь бы увидеть воочию то, что стало для группы своеобразным музыкальным Суперкубком.

Записанный преимущественно в закулисьях и во время путешествия группы фанатов и разбавленный кадрами выступлений, фильм заявил о Depeche Mode как об авторитетной силе, вопреки британским журналистам, которые всегда недооценивали их успех. Результатом выпуска "101" стало то, что даже безразличные люди, купившие в прошлом всего лишь альбом или сингл, были поражены тем, что синтипоп классика "Everything Counts" и "Just Can't Get Enough" теперь звучали на стадионах по всему миру... по крайней мере, именно так это выглядело. Джим Керр из Simple Minds был ошеломлён успехом Depeche Mode, о чем впоследствии рассказал в интервью 2006 года для Word Magazine: "Кто бы подумал, что брынчание Depeche Mode будет доноситься со всех стадионов?"

Основополагающий для развития Depeche Mode, 101 стал огромным успехом, но его наследие также повлияло на современников группы. Вместо того, чтобы открыть двери для других, 101 их случайно закрыл. Вдохновив когда-то Винса Кларка взять в руки синтезатор и создать Depeche Mode, ныне OMD могли лишь с трепетом смотреть, на то, как их ученики заводили огромные толпы ночь за ночью. Все это, должно быть, деморализовало МакКласки и Хамфриза, не смотря на их собственный закономерный успех в Европе. В гонке за успехом в Америке OMD могли бы иметь свой сингл в топ-5, но они не могли (и никогда бы не смогли) построить такие доверительные отношения с фанатами, которыми господа Гаан, Гор, Флетчер и Уайлдер  стабильно наслаждались. OMD выбрали единственно возможный путь, и ныне их распад в 1989 выглядит предсказуемым.

Открывающим актом в ту ночь в Пасадене стало шоу Томаса Долби, которому тоже пришлось переосмыслить свои музыкальные устремления. Не смотря на сингл в топ-5, ему пришлось отбиваться от требований рекорд-лейблов выпустить больше хитов. Будучи сольным исполнителем, он не мог расстаться с самим собой, но после выпуска альбома "Astronauts And Heretics" в 1992 он прекратил свою карьеру в музыкальной индустрии. После этого он успешно работал в Силиконовой долине над разработкой софта для интеграции музыки в новый мир Интернета, а также помогал Nokia создать механизм полифонических рингтонов. В музыкальный мир он вернулся лишь в 2006 году, снова открыв концерт Depeche Mode, теперь в лондонском Гайд Парке.

К моменту выпуска более органичного, но все же преимущественно электронного по звучанию альбома Violator группа превзошла всех своих конкурентов, и символизм происходящего достиг пика во время концерта на Dodgers Stadium в августе 1990, завершавшего североамериканскую часть турне World Violation. Открывал тот концерт проект Electronic - супергруппа из выходцев из New Order и The Smiths в паре с Pet Shop Boys, брошенных на сцену до кучи! И так господа Гаан, Гор, Флетчер и Уайлдер стали самым успешным пост-панк проектом на британской сцене.

Одним из главных действующих лиц в Пасадене 18го июня 1988 былл, конечно, Алан Уайлдер. В эксклюзивном интервью, посвещенном 25ой годовщине выпуска 101, он ответил на несколько вопросов об альбоме и обсудил его наследие...

Оглядываясь в прошлое, фильм "101", повысивший престиж Depeche Mode в то время, был сфокусирован на неправильных вещах, например, в фильме слишком много материала о фанатах в пути, а самой музыки мало?

Не смотря на то, что Дон Пеннебейкер ранее снимал концертные фильмы (David Bowie at Hammersmith Odeon, например), он все же режиссер-документалист, что нас и привлекло, хотя и спорно то, что заранее выбранная (как в "Большом Брате") группа фанатов в автобусе не является подтекстом, и не вводит зрителя в уже сложившуюся ситуацию, попросту являясь мухой на стене. В конце концов, реалити-шоу имеет мало общего с реальностью.

Получив заказ и карт-бланш на все действия, Пеннебейкер оценил возможности и решил сделать фильм о том, что ему представлялось наиболее интересным в феномене Depeche Mode. Факт того, что Дон практические ничего не слышал о группе вообще, не говоря уже об их музыке, дал ему возможность взглянуть на всё со стороны и понять, что ему не удастся почерпнуть мудрости у участников группы. Как индивидуумы, мы не обладали глубоким мышлением и глобальным мировоззрением. Его решение сфокусироваться на фанатах, возможно, было правильным.

В его защиту стоит сказать, что мы были развращены вуайеризмом, которым реалити-шоу накачивали наше сознание на протяжении последних двадцати лет, а в 1987 это было необычным и рискованным решением. Никто не знал, что произойдет, и вызовет ли всё это какой-то интерес у публики. Я бы даже сказал, что идея была прогрессивной и предопределила развитие MTV, с которого, как думает большинство, и началась мания реалити-шоу.Кроме того, в наивности и беззаботности, с которой протагонисты проходят свои приключения, есть некий шарм, который, вероятно, было бы трудно повторить сегодня, учитывая первоочередное желание прорекламировать себя со стороны тех, кто принимает участие в подобных предприятиях теперь, наряду со снижение потребительского интереса к реалити-шоу ныне, новыми моральными устоями и ожиданием того, что вот-вот все развалится. Такой формат не только приобрел большую популярность, но и стал центром жарких дискуссий о таблоидизации, медиа-этике, приватности и репрезентации реальности.

В то время я чувствовал, что мои ожидания от фильма "101" не оправдались, я хотел, чтобы группа была лучше представлена, предпочтительно тем, кто вхож в мир музыки, знает из чего состоит наш рабочий процесс, и чего мы (иногда неловко и наивно) пытаемся достичь. Пеннебейкер даже не пытался понять нас, чего и не скрывал, но, оглядываясь назад, можно сказать, что ему удалось сделать фильм, который хорошо отражает эру, и, к тому же, не претенциозен (в отличие от некоторых рок-фильмов того периода типа... нууу... эээ... "Ruttle And Hum") и выдержал проверку временем. Сказав все это, я отмечу, что нахожу фильм скорее любопытным, чем "глубоким".

Связь между фанатами и группой явилась главной темой "101". Например, голос публики достаточно громко слышен на ряду с музыкой, хотя на большинстве концертных альбомов того времени, режиссёры старались заглушить шум публики?

Я чувствую, что было справедливым подчеркнуть связь с фанатами. В конце концов, это и есть реальная суть феномена Depeche Mode - как "четыре романтика из Бэзилдона" (вспоминая один из обзоров ранних синглов) смогли из ничего создать мировой феномен, природа которого приводит многих в недоумение, слишком внушительно для поп-группы - странная, дикая и непоколебимая религия, которая вновь была показана в недавно вышедшем фильме Джереми Деллера "The Poster Came From The Walls".

Правдив ли уровень шума публики? Я долгое время не слушал альбом, а в самом фильме пропорция могла быть сдвинута в сторону публики. Хотя, я опять же не смотрел фильм давно и, возможно, команда Пеннебейкера имела больший контроль над аудио-миксом. Но моя память подсказывает мне, что мы контролировали создание саундтрека, и решения принимались при содействии с нами.

"101" символизирует не только выход Depeche Mode на международную сцену, но и, возможно, окончание эпохи Synth Britannia, так как группы, игравшие на разогреве в Пасадене в ту ночь, вскоре распались - OMD окончательно разошлись в 1990, Томас Долби покинул мир музыки еще пару лет спустя. Такое ощущение, что Depeche Mode задрали планку настолько высоко, что конкуренты потеряли все надежды... что думаете об этом?

Я не уверен, что успех Depeche Mode как-то негативно повлиял на электронные проекты других артистов. В любом случае, положительные последствия более вероятны. Во многом, не обошлось и без доли везения, плюс тяжелая работа, все это в итоге привело турне по США к неожиданно большому прорыву. Кажется, просто время оказалось правильным для такого типа музыки, где рок-радио душило многие жанры, и огромное количество фанатов были проигнорированы. Мы были вознаграждены за  то, что переломили ситуацию, после чего радиостанции практически были вынуждены ставить в эфир новых британских артистов, таких как The Cure, The Smiths, New Order, Depeche Mode и многих других, до этого считавшихся представителями альтернативного направления в штатах. Рассуждая об артистах, которых Вы привели в пример, даже представить не могу почему им не удалось построить карьеру. Я знаю, что нет связи между качеством творчества группы/музыканта и количеством людей, посещающих их концерты. Это старая смешная игра...

Учитывая то, что Вы сказали, и тот факт, что с выпуском "101" Depeche Mode утвердились в качестве стадионных артистов, был ли переход к более органичному, блюз-роковому звучанию, подходящему для больших концертов, осознанным решением группы для того, чтобы удержаться на этой позиции с выпуском "Violator" и "Songs Of Faith And Devotion"?

Возможно, в этом решении был элемент неосознанности, потому что к концертам на стадионах перед большой публикой нужен особый подход. Дэйв, я уверен, был рад более роковому подходу, что помогло ему раскрепоститься и поднять на новый уровень свои выступления. Но "Violator" все же электронный альбом, если его послушать сейчас, а его неэлектронные составляющие были не столько следствием полученного стадионного опыта, сколько вдохновлением от новой волны хип-хоп и рэп музыки, накрывшей музыкальную сцену в тот момент. Их необычные методы сэмплирования значительно повлияли на меня и Флада. Например, мы были поистине увлечены драм-лупами, что даже позабыли про выверенные ритм-машины и отдельные драм-сэмплы. Во время записи SOFAD наше увлечение драм-лупами вышло на новый уровень, новый музыкальный стиль альбома был продиктован простым нежеланием копировать "Violator", не смотря на его успех. Это бы выглядело как застой, которого многие из нас опасались.

Вы не появились ни в интервью, ни в комментариях к новому переизданию "101" на DVD, почему?

К удивлению, Дэниел Миллер и сам Пеннебейкер оказали на меня большое давление с целью заставить записать комментарии к фильму, но мне показалось, что у меня недостаточно забавных историй и полезного материала для переиздания. Мне никогда не нравилась идея комментариев, она ничего не несёт в себе и срывает покров тайны с некоторых событий, мне бы хотелось оставить что-то для воображения. "101" - фильм не сложный и не содержит в себе технических особенностей, которые бы требовали пояснений. Он говорит сам за себя. Хотя на бумаге идея воссоединения группы и режиссера для обсуждения прошлых событий выглядела неплохо, но я знал, что если нас четверых собрать в одной комнате, то мы бы просто хихикали, перебивали бы друг друга и несли чушь. Это навело на меня отчаяние.

Автор: Chi Ming Lai
Оригинал интервью: Selectricity-club.co.uk
Перевод: © ZootCatchy для Recoil.depeche-mode.ru